Голодное путешествие

Путь свободы навстречу себе

20 августа в 14.10 в окрестностях села Демидовка, 25 км не доезжая до Полтавы от Киева, стартовал первый поход проекта «Голодные путешествия».

Уже с утра я ничего не ем и не пью. Место начала перехода – необъятное поле подсолнухов. За день до начала старта я прошёл медосмотр. И вот рюкзак весом около 20 кг на плечах, что составляет почти треть моего собственного веса. Из них примерно 8 л воды. Первые 2 дня я намерен идти на сухом голоде, так что воду придётся нести на себе без уменьшения.

I день. Как прекрасно пахнут полтавские луга. Недаром эта область славится своим мёдом. Какая мягкая земля, приятно лежать на ней, глядя в небо…

Свобода, контакт с землёй, солнцем, чистым воздухом, ароматами трав настолько наполняют силой, что голод не чувствуется.

По компасу постоянно слежу, чтобы перемещение шло в сторону запада. Вечер. Тяжесть рюкзака начинает ощущаться всё больше. Чувствую, как очищаются ноги. По ногам распространяются вибрации. Для ночлега поставил палатку на берегу реки Гувдва. Реки Полтавщины заслуживают особого внимания. Но всё по порядку.

Первые 2 дня много раз повторяются похожие ситуации, когда я иду напролом через густые поля, через камыши, по высокой траве. Я протаптываю новые тропы. Некоторые места оказываются непроходимыми. Трачу много сил и времени. А затем оказывается, что рядом протоптанная тропа. Вывод прост: не стоит бороться с ветряными мельницами, когда рядом есть проторённая дорога.

Этот вывод можно перенести в свою жизнь. Наш путь состоит из ряда протоптанных дорожек, которые, соединяясь в одно целое, образуют именно наш неповторимый путь. Поэтому не стесняйтесь использовать в жизни проторённые пути. Ведь, когда мы стремимся проломиться через непроходимые дебри, возможно, что-то нарушаем в мудром устройстве природы, в гармонии мира.

Уже начиная с третьего дня, у меня развилось чутьё, и я начал чувствовать дорожки, тропинки, повороты, которые плавно перетекают друг в друга, обходят препятствия и неуклонно ведут на запад.

Приближается вечер второго дня. Я стремился дойти до реки Псёл. Чувствую, что эта цель меня начинает напрягать, и принимаю решение остановиться на ночь среди прекрасного луга. Вокруг цветы, запах трав и ни одного дерева. Лёгкое сожаление, что не удастся развести костёр, как в первый вечер. За то здесь прекрасный вид на закат. Заканчивается второй день перехода. Уже двое суток не ем и не пью. Во рту и горле так пересохло, что, кажется не пил дней пять. Ведь ещё и активно дышу специальной дыхательной техникой. От этого сильней пересыхает рот. Пожалуй, сухость – единственный серьёзный дискомфорт. В теле полно силы, а гибкость так возросла, что, кажется, нет никаких ограничений. После медитации на закат залезаю в палатку и засыпаю.

На утро третьего дня за час достигаю реки Псёл. С огромным удовольствием раздеваюсь и залезаю в воду. Впитываю особую энергетику этой реки. Купание в реке освежает и придаёт сил. Тело приятно вибрирует, наполняется жаром, несмотря на сильный прохладный ветер.

Утром рюкзак ощущается более лёгким, хотя за 2 дня лямки заметно натёрли плечи.

В третий день прошёл единственный за всю неделю небольшой дождь. Во время, перед и после дождя легко дышится и идётся, освежающий ветер бодрит. Иду почти без привалов, быстро и легко. В 12 часов третьего дня начал понемногу пить воду.

С каждым шагом чувствую очищение не только от физических шлаков, но и от эмоциональных. Вдох-выдох, вдох-выдох, при ходьбе использую специальную технику походки силы. Вдох выполняется при шаге на одну ногу, выдох – на вторую. Всё тело расслабляется, активное дыхание ртом. С каждым шагом физически ощущаю, как меня покидают обиды, беспокойства, раздражение. С каждым вдохом тело наполняет благодарность, прощение, радость. Окружающая природа вызывает восхищение.

И вот к вечеру третьего дня нахожу сказочное место для ночлега. Между двумя перепаханными полями небольшая лесополоса в низине. Спускаюсь туда, труднопроходимая трава, кусты, деревья, но, боже мой, как здесь красиво. Ощущение, что несколько лет сюда не заходил ни 1 человек. Как здесь тихо и уютно. На поле, где я только что шёл, гуляет сильный ветер. А здесь, тихо и ветер шумит в верхушках деревьев. Я ещё в раздумьях, идти дальше или остановиться здесь на ночь, и вдруг, рядом со мной из кустов выскакивает косуля. Такой знак от внешнего мира. Аккуратно пробираюсь дальше и тут из других кустов ещё одна косуля. Они, видимо, не привыкли к людям в этом месте. Нахожу ровное место для палатки. Рядом красивые берёзы и кусты малины. О голоде не вспоминаю. Наслаждаюсь тишиной и красотой этого сказочного места. Когда палатка готова, развожу небольшой костёр. Чувствую, как огонь расслабляет, уходят впечатления от прожитого дня. Возникает умиротворение, и я чувствую, что готов ко сну. Загасив костёр, отправляюсь спать.

Каждое утро возникает интересное ощущение. Мышцы отдохнули, в теле чувствую силу. Но при ходьбе первые пару часов присутствует разбалансировка. Сердце, дыхание и всё тело работают не так слаженно, как вечером.

На четвёртый день прощаюсь со сказочным местом и иду дальше. Следующая опорная точка, река Хорол. За несколько часов, спросив нескольких встречных дорогу, подхожу к реке. Здесь меня постигло разочарование. Вода почти стоит, похожа на болото. Через несколько десятков километров Хорол впадает в Днепр. Всё равно залезаю в воду. Уж очень хотелось окунуться. Вспоминаю, как год назад купался в этой же реке в Миргороде, где она имеет совсем иной вид. Полноводная, подвижная, чистая. Большую часть этого дня я иду вдоль реки Хорол против течения. День жаркий, часто хочется пить. Остановки делаю каждые 15-20 минут. Отдых 5-10 минут и двигаюсь дальше.

Вот приходит момент отклониться от реки Хорол и взять больше на запад. Здесь я ошибся. Повернуть западнее следовало чуть дальше. Но пока я этого ещё не осознал. Иду по траве, которая постепенно становится выше и гуще. Никаких тропинок рядом, продолжаю идти. Где-то внутри себя начинаю понимать, что свернул рано, но как не хочется поворачивать и возвращаться, терять силы и время. Трава становится уже высотой по пояс, постепенно превращаясь в безжалостную крапиву, среди которой растут колючки. Пробираюсь среди этих зарослей. Телом чувствую, где больше просветы в траве. И вот выхожу к дорожке шириной в 2,5 метра, похожей на высохшее болото. Останавливаюсь перед выбором. Сзади, прямо и вправо крапива и колючки, почти непроходимые дебри. Влево по дорожке через несколько сотен метров, виден лес. Перспектива пойти по лесу вместо крапивы более привлекательна. Ступаю на дорожку и, что происходит, мои ноги начинают проваливаться и вязнуть как в трясине. За считанные секунды по щиколотку оказываюсь внутри этой жижи. Делаю усилие, выпрыгиваю и падаю обратно, вес рюкзака помогает. Нет, уж лучше крапива с колючками. Всё познаётся в сравнении. Аккуратно начинаю проходить и тут, прямо под ногами проползает болотная гадюка. Хорошая новость. Я тут вышагиваю среди высокой травы, и, оказывается, в любой момент могу наступить на гадюку. Укусы змей мне знакомы. Знаю, что при этом делать. Нахожу в теле страх, расслабляю напряжённые места тела. Чувствую ступни, ощущаю, как страх уходит в землю, а уверенность в своих силах возвращается.

Когда жизнь такая интересная, постоянно находишься в здесь и сейчас, голод не ощущается и не беспокоит. Побродив по дебрям некоторое время, я неожиданно для себя выхожу на тропинку и почти сразу попадаю в деревню. Впечатление, что я бродил по какому-то заколдованному месту и, наконец вышел из него. Находясь в этой деревне, не верится, что рядом такие непроходимые дебри.

Пройдя через всю деревню, я выхожу к полю кукурузы. Немного пройдя подальше от деревни, останавливаюсь на четвёртый ночлег. В четвёртый день у меня впервые за переход порвалась лямка рюкзака. Впервые пришли мысли о прерывании перехода. В тот момент я не знал, что лямки порвутся ещё трижды.

Пятый день я начал с промывания кишечника, первого и единственного за время голодания. Этот жаркий день я больше всего взаимодействовал с внешним миром. На пятый день большая часть пути лежала через местные сёла. В первые 4 дня я повстречался с зайцем, лисицей, косулями и змеёй. Конечно, я не считаю различных домашних животных, встречающихся на пути, гусей, уток, коров, индюков, лошадей, коз.

В этот день мне посчастливилось искупаться в чистом озере. Проходя в одном из сёл, я по карте видел, что где-то поблизости есть водоём. Меня обгонял мотоцикл с коляской, в котором сидели двое мужчин. Притормозив около меня, 1 из них, внимательно рассмотрев меня, крикнул: «Он там море, піди скупайся!”. Он махнул рукой в направлении тропинки, уходящей в сторону. Я принял эту подсказку мира и двинулся в этом направлении. Примерно через полтора километра я оказался на берегу большого чистого озера. Купание доставило множество приятных ощущений. Я смыл с себя усталость, напряжение.

Вторую половину дня я шёл через село Семенівка. Оно было достаточно протяжённым. Только к вечеру я достиг места, где оно заканчивалось. Я прилёг отдохнуть на обочине дороги. Здесь состоялась моя единственная встреча с милицией за весь переход. Видимо, обратив внимание на странного человека, лежащего у дороги на большом рюкзаке, наряд милиции подъехал ко мне. Подойдя ко мне, они обратились: «кто такой, откуда?» Благодаря голоданию, возникает уникальное состояние, при котором подобные ситуации перестают тревожить и восприниматься, как нечто неприятное. Ловлю себя на мысли, что в такой ситуации нужно побеспокоиться. Но внутри, полное спокойствие и уверенность, что всё сейчас быстро и легко решиться. Попросили предъявить документы. Перезвонив куда-то по рации и убедившись, что я не нахожусь в розыске, они вернули мне паспорт, удивлённо рассмотрели меня и пожелали «счастливого пути».

И тут я обнаружил, что потерял мобильный телефон. Видимо, он выпал на одном из привалов. Собственно, я им почти не пользовался. Целый день он был отключен и лишь в 7 вечера я включал его для выхода на связь, а затем вновь выключал. Также с мобильного я должен был сообщить, в каком месте меня должна ждать машина с водителем.

Поиски не принесли успеха. Я остался без связи. Было как раз 7 вечера. Я дошёл до АЗС, также единственной на всём моём пути и попросил позвонить с мобильного у местного персонала. Объяснив ситуацию своим близким, и предупредив, что на связь выйду лишь к концу перехода, я прошёл ещё метров триста и поставил палатку на лугу. Почувствовал усталость, больше эмоциональную, чем физическую, лёг спать.

Реки Полтавщины

ГолПутеш.2.jpgРеки Полтавщины заслуживают особого внимания. За время своего голодного путешествия я пересёк 4 реки. Правда, четвёртую пересекал уже на микроавтобусе.

Первая река, которую я встретил, называлась Гувдва. Полноводная красивая река с чистой водой. К ней я подошёл в первый день путешествия. На берегу реки встречаются дачи и домики, есть места безлюдные и потому достаточно чистые. Я дважды искупался в ней, и эти купания оставили приятные ощущения чистоты и расслабления. Первая моя ночь в палатке прошла на берегу Гувдвы. Далее, при движении на Запад, было сложно обойти реку, так как вокруг основного течения образовались множественные болота. К счастью, мне удалось найти тропинку с помощью одного из местных жителей.

Вторая река, которую я достиг утром третьего дня, называлась Псёл. Вокруг неё поля и степи, а у самого берега полоса густых деревьев от 10 до 100 метров, делает берег труднодоступным. Поэтому в той части реки, к которой я вышел берег безлюдный. Энергия реки навевает состояние внутренней тишины. Пребывание на берегу Пселла вызывает ощущение загадочности и таинственности. Купание в реке доставило огромное удовольствие. Среди труднопроходимых зарослей мне удалось отыскать тропинку, которая вывела меня к берегу. В этом месте была переправа. На противоположном берегу стояла добротная лодка, чуть выше – аккуратный домик. Я несколько раз крикнул, в надежде, что кто-то выйдет и поможет мне переправиться. Но никто не откликнулся. Пришлось мне пробираться через дебри и заросли дальше вдоль реки. Меня всё же перевезли на другой берег на лодке, но это немного другая история, чуть позже.

Следующей рекой, которую я встретил, была река Хорол. Как я уже писал, она мне была знакома по Миргороду. В течении путешествия я увидел Хорол в совершенно разных обличиях. От грязной болотистой мути, до совершенно прозрачной чистой воды на маленьком пляже, где я также искупался.

Четвёртой рекой была Сулла. Полноводная мощная река. Её я пересёк на микроавтобусе, завершая своё путешествие, в той части, где она впадает в Каневское водохранилище на границе Полтавской и Черкасской областей.

Люди

Конечно, мой переход планировался преимущественно по безлюдному пути с минимальным взаимодействием с внешним миром при минимальном общении. Примерно так и получилось. Около 80% пути я перемещался по безлюдным местам. Все мои ночёвки проходили в уединении. Всё же полностью избежать людей и общения с ними не удалось, да и цели такой я не ставил.

Хочу отметить, что за время всего перехода я ни разу не столкнулся с агрессией, грубостью, насмешкой в свой адрес. А любые взаимодействия с кем-либо из местных жителей основывались на доброжелательном отношении и сочувствии.

Каждый раз, когда у меня возникали сомнения, непроходимые места, замешательства, будто из неоткуда, появлялись люди, которые подсказывали, помогали, показывали незаметные тропы. Как будто какая-то неведомая сила посылала мне помощников. Когда есть открытость и нет страха, мир всегда помогает нам и заботится о нас. И не только в голодном путешествии.

Некоторые встречи с людьми хочется описать подробнее. Когда я искал, переправиться через Псёл, то пробираясь через труднопроходимые заросли, то по тропинкам. И вдруг я наткнулся на стоящую палатку. Возле палатки активно что-то делал 1 мужчина и на траве спал второй. Я подошёл и спросил, где поблизости мост через реку. Он настороженно посмотрел на меня и махнул в сторону, откуда я пришёл. Затем, подумав некоторое время, он добавил: «Если хочешь, я перевезу тебя на тот берег, у меня резиновая лодка». Я согласился. После этого он несколько раз предложил мне поесть или выпить чай, отметив, что сразу видно, водку предлагать бесполезно. После моих отказов он проявил интерес к моему путешествию. Когда мы садились в лодку, он сказал: «Моя фамилия Добряк, всю жизнь всем помогаю». Прощаясь со мной на другом берегу, он сказал: «Помни Добряка, будешь писать книгу о своих путешествиях, может, и меня упомянешь».

Когда я искал, где перейти Хорол, проходя через село, обратил на себя внимание местных мальчишек лет 8-10. Они внимательно рассматривали меня, поздоровались. Я спросил их, где лучше перейти речку, в надежде, что они подскажут, где мостик. Они с огромным энтузиазмом откликнулись на мою просьбу. «Мы вас проводим!». Трое хлопцев увязались за мной наперебой рассказывая, что реку перейти легко, и, задавая мне вопросы. 1 спросил: «А вы к нам надолго?». Я сказал: «Сейчас перейду речку, и, может, мы больше не увидимся». Их глаза наполнились интересом и сожалением. Но главная неожиданность ждала меня впереди. Когда мы подошли к реке Хорол, никакого моста я не увидел. Они сказали: «Здесь мелко, можно перейти вброд. Выбирайте, там чуть глубже», -махнув при этом рукой влево, «а там мельче, но гадюк много» — показывая правее. Мне стало весело от такой простоты. Я подкатал штаны и двинулся через реку, на каждом шаге, проваливаясь в ил по щиколотку. Когда я достиг другого берега, мы помахали друг другу руками на прощание. И они быстро зашагали обратно в сторону села.

Хочется упомянуть и о женщине в магазине, которая была готова бесплатно отдать мне печенье, и доброжелательную пожилую женщину восьмидесяти лет, указавшей мне дорогу и, стремящейся накормить меня свежесорванными грушами. После потери мобильного никто не отказался мне дать позвонить со своего телефона к кому я обращался.

Да, у нас не только богатая земля, но и добрые люди. И чем больше открыто твоё сердце, тем искреннее и приветливее тебе открывается мир.

Этот переход запомнился мне, прежде всего, неповторимым ощущением свободы. Свободы от жёстких графиков и маршрутов, от влияния внешнего мира, свободы от еды и её приготовления. И это состояние свободы приводит к обновлению тела, обновлению взгляда на мир и на свою жизнь.

Благодарности

Хочу поблагодарить всех тех, благодаря кому этот переход состоялся. Прежде всего, жену Муну за поддержку в этом проекте, дочь Лизу за вдохновение.

Я благодарен Александру Синегубу за то, что он выехал на место старта и отвёз домой жену с дочкой.

Я благодарю Владимира Гайдая за то, что он встретил меня в конце перехода и доставил домой.

Я благодарю директора фирмы-производителя воды «Эталон» за поддержку проекта и предоставленную для путешествия питьевую воду.

Я благодарен всем тем добрым людям, которые встречались мне в путешествии.

Вместо завершения

Голодание обычно заканчивается выходом из него. Выход из голодания по моему опыту сложнее, чем сам голод. Много вкусной еды, а кушать нужно по чуть-чуть.

Испытать себя в голодном путешествии можно в 2010 году. Уже сейчас можно подавать заявки. Переход состоится в начале июня 2010 года. Отбор жёсткий, всех подряд не берём.

Андрей Кучеренко, основатель Школы интегрального развития себя «Радуга жизни».